Сфера семейных отношений представляет собою особую часть жизни человека. Сам человек в соответствии с Конституцией Украины признается наивысшей социальной ценностью, а утверждение и обеспечения его прав и свобод является обязанностью государства.
Поэтому
семья, как один из важнейших институтов современного социума остается
объектом пристального внимания, правовой защиты и нормативного
обеспечения со стороны государства.
Ранее на законодательном уровне правовой режим имущества, которое было приватизировано в браке,
был не определен, что служило основанием для противоречивой судебной и
нотариальной практики. В связи с чем, очевидным стало то, что семейное
законодательство нуждается в суброгации.
В феврале этого года вступил в силу Закон
Украины "О внесении изменений в статью 61 Семейного кодекса Украины
относительно объектов права общей совместной собственности супругов" от
11.01.2011 (далее - Закон).
Суть дополнений заключается в том, что жилое помещение или земельный участок (далее - имущество), которые приватизируются одним из супругов, состоящим в зарегистрированном браке, приобретает статус общей совместной собственности.
Вместе
с тем, вопрос о законодательном определении правого статуса такого
имущества остается дискуссионным и вызывает глубокий интерес в
юридическом сообществе.
Так, в парламенте зарегистрирован прямо противоположный проект
Закона Украины "О внесении изменений в Семейный кодекс Украины
относительно объектов права личной частной собственности супругов" №
8748 от 05.07.2011. В законопроекте предлагается предоставить жилому помещению или земельному участку статус личного (индивидуального) имущества каждого из супругов, если его приватизация произошла в браке.
Предложенные новеллы полностью корреспондируется с п. 18-2 Постановления
Верховного Суда Украины "О практике применения судами земельного
законодательства при рассмотрении гражданских дел" от 16.04.2004 № 7 (с дополнениями от 19.03.2010) и п.10 Письма Верховного Суда Украины от 29.10.2008 р. № 19-3767/0/8-08.
Подход, приведенный в законопроекте, представляется достаточно обоснованным, в частности, исходя из такого.
Во-первых, законодательно отображено (ст. 57 Семейного кодекса Украины)
и теоретически подтверждено, что личной частной собственностью является
имущество, приобретенное в браке на основании договора дарения. В
пользу отождествления дарения и приватизации говорит их бесплатный и персонифицированный характер.
Обращаю
внимание также на то, что приватизация является процессом смены
собственника путем передачи объектов государственной собственности в
частную. Фактически это дарение государством своего имущества.
Таким
образом, правовой режим имущества, которое приватизируется, является
аналогичным правовому режиму имущества, которое переходит в дар одному
из супругов.
Во-вторых, конституционными правами
граждан является право на жилье (ч.1 ст. 47 Основного Закона Украины) и
право на пользование землей, как объектом права собственности
Украинского народа (ст.13 Основного Закона Украины). То есть право на
приватизацию является законодательным воплощением предусмотренных
Конституцией благ.
Приватизированное имущество - "подарок" государства гражданину |
Как определено в решении Конституционного Суда Украины от 10.06.2010 дело № 1-38/2010
гарантией осуществления права является обязанность предоставления
государством и органами местного самоуправления жилья в соответствии с
законом бесплатно либо за доступную плату.
Установление
в законе порядка приватизации является гарантией на обеспечение
справедливой передачи гражданам Украины в собственность государственного
жилищного фонда на равных условиях и в равных размерах (21 кв.м. на
человека и дополнительно 10 кв.м. на семью). Это право неразрывно связанно с личностью, которое он может реализовать один раз в своей жизни.
В-третьих,
учитывать необходимо, возможное возникновение коллизий и некорректное
применение Закона. Так, действующее законодательство предусматривает,
что участниками приватизационного процесса могут быть только граждане
Украины. Однако граждане Украины могут вступать в брак с иностранцами,
соответственно с учетом норм Закона, последние примут участие в
приватизации национального имущества (опосредовано через супруга -
гражданина Украины). Этот вполне жизненный нюанс уже стал предметом еще
одного нового законопроекта
№ 8639 "О внесении изменений в статью 61 Семейного кодекса Украины
касательно приведение его в соответствие с Конституцией Украины", в котором предлагается не распространять вновь принятую норму на иностранцев и апатридов.
В-четвертых,
если провести приватизацию имущества в браке, то оно будет считаться
общей совместной собственностью обоих супругов. В случае расторжения
брака указанное имущество будет подлежать разделу.
При
этом второй из супругов, после развода может реализовать свое право на
приватизацию, однако уже без участия бывшего супруга. В связи с чем,
может нарушиться баланс интересов бывших членов семьи. Напомню, что
приватизировать жилье и земельный участок граждане могут только лишь один раз в своей жизни.
Таким
образом, институт общей совместной собственности супругов нуждается в
дальнейшем развитии. Следующим этапом его усовершенствования может быть
законодательное закрепление того, что государственный жилищный фонд или
земельный участок, приватизированный одним из супругов, являются его
личной частной собственностью.